Перейти к содержанию
СЛЕДУЮЩИЙ НАБОР В СООБЩЕСТВО ОТКРОЕТСЯ 15.09 | НАЧАТЬ ИГРАТЬ СЕЙЧАС МОЖНО С ПОДПИСКОЙ НА BOOSTY, BOOSTY.TO/YDDY
> Подать заявку

Применение силы и специального снаряжения


Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Применение специальных средств лично или в составе подразделения (группы) является неотъемлемым правом сотрудника полиции МВД России, предусмотренным Федеральными конституционными законами Российской Федерации и Федеральными законами Российской Федерации.

Основанием для применения специальных средств являются условия, при которых несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности и для охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности

Средства активной обороны предназначены для активного воздействия на правонарушителей в целях отражения нападения, пресечения неповиновения и ограничения физического сопротивления.

Виды специальных средств и снаряжения

К средствам активной обороны относятся: палки резиновые специальные; наручники; патроны с резиновой пулей ударного непроникающего действия; ручные газовые гранаты; патроны с газовыми гранатами; аэрозольные упаковки; карабины специальные; комплект насадок к карабину; пистолеты сигнальные; пистолеты газовые и патроны к ним; электрошоковые устройства.

Регламентация применения

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

  • для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
  • для пресечения преступления или административного правонарушения;
  • для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
  • для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
  • для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
  • для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
  • для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
  • для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
  • для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
  • для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
  • для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

  • палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящего руководства;
  • специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящего руководства;
  • средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящего руководства. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
  • электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящего руководства;
  • светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящего руководства;
  • служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящего руководства;
  • световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящего руководства;
  • средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящего руководства;
  • средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящего руководства;
  • водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящего руководства;
  • бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящего руководства;
  • средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящего руководства;
  • средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящего руководства;

При применении специальной палки запрещается нанесение ударов по голове, шее, ключичной области, животу и половым органам. Если же палка используется в качестве средства защиты в состоянии необходимой обороны, то удары могут наноситься по усмотрению защищающегося в зависимости от характера и степени опасности нападения, сил и возможностей сотрудника полиции по отражению посягательств. В этих условиях удары могут наноситься в том числе по голове, шее, в живот и т.д. При этом должны учитываться все обстоятельства, влияющие на реальное соотношение сил посягающей и защищающейся сторон (количество посягающих на жизнь сотрудников, количество обороняющихся сотрудников полиции, возраст, физическое развитие, наличие оружия, место и время посягательства и т.д.).

Специальные средства, содержащих слезоточивые вещества: ручные газовые гранаты "Черемуха-1", "Черемуха-5", "Черемуха-6", "Черемуха-12", "Сирень-1", "Сирень-6", "Сирень-12" и другие их модификации, ручная аэрозольная граната, граната слезоточивого действия для подствольного гранатомета, патроны с газовыми гранатами "Черемуха-4", "Черемуха-7", "Сирень-7", аэрозольные упаковки "Черемуха-10", "Черемуха-11", ранцевый жидкостный аппарат, карабины специальные ("КС-23", "КС-23М"), комплект насадок к карабину КС-23 "Насадка", пистолет сигнальный СП-81, пистолет газовый с боеприпасами.

Наручники — устройство в виде двух защелкивающихся колец с замками, соединенных между собой, используемое органами охраны порядка или военными для ограничения свободы действий задержанного. Наручники надеваются на кисти рук преступникам, заключенным.

Наручники (БР, БР-С, БКС-1, БОС), используемые полицией МВД России, применяются:

  1. для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
  2. для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
  3. для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе.

Средство принудительной остановки транспорта ("Еж", "Диана", "Гарпун" и др.) используется для принудительной остановки колесного легкового и грузового автотранспорта.

Применение огнестрельного оружия

Общие основания

Использование огнестрельного оружия регламентируется Федеральным законом «О полиции» и положениями Уголовного кодекса Российской Федерации, которые предписывают необходимые случаи его применения, а также наделяют сотрудника правом на необходимую самооборону. При этом стоит понимать, что огнестрельное оружие является одним из крайних специальных средств, доступных для использования сотрудниками правоохранительных органов для разрешения ситуации.

Перед использованием огнестрельного оружия сотрудник должен оценить ситуацию, в которой он находится на момент возможного применения специального средства, убедиться, что эта ситуация действительно соответствует одному из случаев, предусмотренных Федеральным законом и данным руководством, удостовериться в том, что применение огнестрельного оружие не будет нести угрозу здоровью и жизни гражданских лиц и другим сотрудникам экстренных служб.

Основаниями для применения огнестрельного оружия являются:

  1. защита другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
  2. пресечение попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении полиции;
  3. освобождения заложников;
  4. задержание лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным*;
  5. задержание лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
  6. отражение группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан**;
  7. пресечение побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц**.

* Перед применением оружия сотрудник должен использовать все возможные несмертельные методы и средства, которые ему доступны, прежде чем применять огнестрельное оружие. Так, сотрудник обязан предупредить о намерении применить оружие, если это не создаёт дополнительной угрозы для жизни и здоровья, используя голосовые команды и приказы типа «Стой! Стрелять буду!», а также с использованием выстрела в воздух или в безопасном направлении при отсутствии реакции со стороны подозреваемого лица на голосовые команды. Исключением из данного правила являются ситуации, когда промедление с применением оружия создаёт непосредственную угрозу жизни и здоровью сотрудника экстренных служб, гражданским лицами.
** Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием или внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

Применение огнестрельного оружия в отношении транспорта

Текущее законодательство не запрещает стрелять по движущемуся транспортному средству, если это необходимо для остановки автомобиля, предоставляющему угрозу для жизни и здоровья гражданских лиц и сотрудников экстренных служб. Однако стоит учитывать, что в большинстве случаев подобная мера является неэффективной и, более того, способной привести ситуацию к возникновению более тяжких обстоятельств. Так, стрельба по движущемуся транспорту не должна применяться в случае:

  1. если транспортное средство передвигается в пределах населённых пунктов либо вне населённых пунктов на высоких скоростях;
  2. при наличии интенсивного потока как на попутных, так и на встречных полосах движения;
  3. при движении по местности, когда съезд повреждённого транспортного средства может причинить физический вред самому водителю транспортного средства, другим участникам дорожного движения и гражданским лицам, передвигающимся пешком, а также при риске серьёзного повреждения частного и государственного имущества.

Сотрудник полиции обязан оценить ситуацию и принять решение, исходя из обстоятельств в конкретной ситуации. Во всех случаях, когда использование огнестрельного оружия по автомобилю либо его колёсам приведёт к более тяжким последствиям, от применения данного специального средства необходимо отказаться.

Алгоритм оценки рисков и необходимости применения огнестрельного оружия

Для корректной оценки рисков и законности применения огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов в рамках данного руководства предлагается универсальных алгоритм, прохождение которого даст ответ о необходимости применения такого типа специальных средств.

1. Наличие законных оснований. Сотрудники должны убедиться, что ситуация соответствует одному из случаев, предусмотренных Федеральным законом «О полиции». Если оснований нет, применение оружия будет считаться незаконным.

2. Оценка угрозы. Сотрудники обязаны оценить степень имеющейся угрозы с использованием следующих факторов и сопутствующих вопросов, оценивающих ситуацию:

  • угроза жизни и здоровью (есть ли реальная опасность для жизни или здоровья сотрудника, других граждан или самого правонарушителя?);
  • характер угрозы (является ли угроза непосредственной и реальной, например, есть ли у правонарушителя оружие или предметы, которые могут быть использованы как оружие?);
  • возможность стабилизации ситуации (можно ли устранить угрозу без применения оружия, например, путём переговоров или с использованием несмертельных инструментов и средств?).

3. Соразмерность применения силы. Сотрудники должны убедиться, что применение оружия является соразмерным угрозе. Это означает, что:

  • оружие должно использоваться только в случае, если другие меры воздействия (физическая сила, спецсредства) недостаточны для устранения угрозы или были не эффективны;
  • сила, применяемая сотрудником, не должна превышать необходимый уровень для нейтрализации угрозы.

4. Безопасность окружающих. Перед применением оружия сотрудники обязаны:

  • убедиться, что выстрел не принесёт вреда посторонним лицам (гражданским или другим сотрудникам экстренных служб);
  • оценить обстановку (есть ли в зоне возможного поражения люди, транспортные средства, здания, вред которым может быть нанесён?);

5. Предупреждение о намерении применить оружие. Сотрудник полиции обязан предупредить о намерении применить оружие, если это не создаёт дополнительной угрозы для жизни и здоровья. Предупреждение может быть:

  • голосовым (например, команда «Стой! Стрелять буду!»);
  • выстрелом в воздух или в безопасном направлении (при отсутствии реакции со стороны правонарушителя на голосовые команды).

Исключение: предупреждения не должны применяться в случае, если промедление с применением оружия создаёт непосредственную угрозу жизни и здоровью сотрудника экстренных служб или гражданским лицами.

6. Оценка последствий. Сотрудники должны учитывать возможные последствия применения оружия:

  • физиологические последствия (риск причинения смерти или тяжкого вреда здоровью правонарушителя);
  • юридические последствия (будет ли применение оружия соответствовать законным требованиям).

Процедуры и последствия по факту применения огнестрельного оружия

После применения огнестрельного оружия сотрудником правоохранительных органов необходимо немедленно оказать первую помощь медицинскую пострадавшему (или пострадавшим) либо обеспечить незамедлительное и беспрепятственное оказание медицинской помощи квалифицированными сотрудниками (фельдшерами и врачами скорой медицинской помощи, медицинским персоналом больниц и пр.).

Обязанностью сотрудника правоохранительных органов является сохранение доказательств применения огнестрельного оружия в первоначальном виде для корректного расследование факта применения данного типа специального снаряжения. О факте применения оружия необходимо оповестить командование службы либо старшего смены, а также по факту указанных событий составить рапорт, отражающий:

  1. фамилию, имя и отчество сотрудника, должность и звание;
  2. обстоятельства применения огнестрельного оружия;
  3. оценку возможности применения несмертельного снаряжения как альтернативу к применению оружия;
  4. тип использованного огнестрельного оружия и количество произведённых выстрелов (с разделением на эффективные и неэффективные выстрелы);
  5. окружающую обстановку (включая время суток, погоду, видимость, количество гражданских лиц);
  6. время и дату использования оружия.

Примечание. В случае, если при проведении служебной проверки по факту применения огнестрельного оружия, будет обнаружено, что факт применения данного типа специального снаряжения является незаконным, к сотруднику, применившему оружие, могут быть наложены санкции со стороны командования службы.

×
×
  • Создать...